Рассказ о Раухе будет неполным без рассказа о каждой из 8 драгоценностей (они же «8 символов доброй веры», «8 эмблем славы», «8 священных жертв», «8 золотых скреп»), хранилищем которых стала наша квартира. По описи их гораздо больше, но для ровного мифологического счета остановимся лишь на восьми из них.
Флейта ганлин
Шанкха
Маска снайпера
Головы
Литьё
Рога Оленя
Снежный Лев
Красный Saab
Флейта ганлин
Флейта ганлин

Ганлин, или канглинг, — флейта для тибетского ритуала Чод (тиб., «отсекать»), требующего особой подготовки и немалой силы духа. Цель Чод — «отсечь» желания плоти и разрушить иллюзию двойственности сансары («мира рождений и смерти») и нирваны («освобождения»). Ганлин традиционно изготавливался из берцовой кости человека, предпочтительно девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. Был привезен автором этих строк в город Виипури-лха из горячего сердца гобийской Шамбалы. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что в годы Великой войны и после ганлин уже обнаруживал свое присутствие в Виипури-лха.
Чод в госпитале
Чод в госпитале

После окончания Великой войны в здании бывшего отеля Рауха была открыта железнодорожная узловая больница. Часть палат были родильными, а в подвалах расположились покойницкие. Практически все врачи и медсестры, здесь работавшие, побывали на фронте. Теперь в Раухе рожали, боролись с болезнью и порой умирали. В послевоенный период, именуемый оттепелью, когда власть стала лояльнее относится к различным проявлениям мистицизма, один из сотрудников больницы предпринял попытку совершить ритуал Чод прямо в покойницкой.

Чод обычно проводят в ночное время в уединенных и пустынных местах, на кладбищах, например. Следуя этой логике, сойдет и морг. Как уже говорилось Чод — «отсекает» желания плоти, и для этого человек, его практикующий, дует в ганлин, вызывая духов трех миров, и предлагает им собственное тело в качестве подношения. Выдержавший испытание отсекает привязанности и страхи, обретая Пробуждение. Для совершения ритуала сотрудник больницы выкрал ганлин из замка Виипури-лха, где хранилась азиатская коллекция Маннергейма.

Был ли удачен Чод, проведенный в покойницкой Раухи, можете судить сами — его исполнитель, как и ганлин, бесследно исчезли в ночи. Лишь спустя полвека поисковый отряд поднял останки незадачливого йогина, а если быть точным идеально гладкий скелет со дна малого Мертвого озера, приняв его поначалу за очередного солдата Великой войны. Как он оказался за несколько верст от Раухи, могут знать, пожалуй, лишь Читипати — персонажи мистерии Цам, «владыки кладбищ», «хозяины костей», два танцующих скелета в набедренных повязках из тигровой шкуры. Читипати — супруги-тантрические йогины, которые так замедитировались ночью на кладбище, практикуя Чод, что потеряли счет времени и ощущение своих тел и не заметили, как дикие звери обглодали их, оставив лишь кости. Вернувшись из медитации, Читипати поклялись защищать от животных и грабителей всех практикующих йогов, кладбищенских в особенности. А вот йогину из Раухи они такую поддержку не оказали, и на то определенно была причина. Сегодня его скелет выставлен в анатомическом театре замка Виипури-лха, и за 100 тугриков вы можете увидеть его своими глазами. Так судьба наказала воришку за кражу музейного экспоната. Ганлин же в целости и сохранности обнаружился в гобийской Шамбале, и, хотя Шамбала находится куда дальше от Раухи, чем Мертвое озеро, удивляться тут совершенно нечему.
Шанкха
Шанкха

Шанкха — спиральная, закрученная вправо раковина. Данный экземпляр — явная наследница буддийских музыкальных инструментов, украшенная золотой свастикой подобно эполетам Барона Унгерна и стразами, как дань фаст-фэшн.

Шанкха — является атрибутом Вишну и символом первичного звука «Нада-Брахма» (звука дыхания Брахмы), из которого возникла Вселенная. Считается, что звук, извлекаемый из раковины, изгоняет злых духов, откладывает природные катастрофы на неопределенный срок и способствует снижению напряженности в международных отношениях. А если дунуть в Шанкха особым образом в особое время под особенным углом можно увидеть параллельные миры — Верхний и Нижний — и узнать все тайны Раухи.
Ритуальная маска шамана-снайпера
Маска снайпера

Ритуальная маска шамана-снайпера — глина, ручная работа, Бурятия, дата создания требует уточнения.

Маска как семейная реликвия передавалась от отца к сыну из поколения в поколение в семье знаменитого снайпера из Бурятии. В годы Великой войны маска стала атрибутом его маскировочного костюма, позволяя сливаться с камнями и деревьями в лесах, окружающих Виипури-лха. Именно здесь на самом тяжелом участке фронта он вступил в дуэль со знаменитым снайпером из Суоми по имени Симо Хаюха и вышел из нее победителем. Победа далась дорогой ценой — вражеская пуля прошла аккурат через глазницу маски и навылет, лишив снайпера левого глаза, который он и так всякий раз зажмуривал, прицеливаясь, при этом жизненно важные органы остались не задетыми. Несмотря на тяжелое ранение бурят произвел ответный выстрел и сразил уже уверенного в гибели противника Симо Хаюха наповал.

На другой стороне фронта немедленно распространилась легенда о злом духе шамана, вооруженном снайперской винтовкой, убить которого невозможно по той причине, что он уже давно мертв. Бурятский снайпер же прожил еще долгие годы и ушел в другой мир ровно в канун полувекового юбилея Великой войны, окруженный многочисленными внуками и правнуками. А маска вернулась на землю Виипури-лха.
Головы единства и верности
Головы

Пара голов символизируют супружеское единство и верность, а также метафорически олицетворяет слияние двух священных рек — Серебристой и Золотой, впадающих в залив Салакка-Лхати.

В соседнем доме жили деревянные головы — мужчина и женщина. У женщины были огромные полные печали глаза, прическа как у средневекового пажа и нитка деревянных бус на шее, указывающая на ее принадлежность к женскому полу. У мужчины был волевой подбородок, густая борода и узкая налобная повязка. У обоих — по вертикальной трещине, тянущейся от макушки через лоб и всю щеку, грубо замазанные белым гипсом.

Откуда они взялись, их прошлая владелица толком сказать не могла. Достались в наследство от отца — художника по дереву, который горько пил и в конце концов зеленый змий его сгубил. После смерти художника головы обнаружились в мастерской, и снова нельзя точно сказать, были ли эти головы творением его рук или кого-то из коллег по цеху. Головы переехали в квартиру, где пугали ребенка новой хозяйки: малышу казалось будто они пристально и строго наблюдают за ним. Головы ставили на подоконник, отворачивая лицом к стеклу, и они днями и месяцами наблюдали из окна хрущевки, как меняются времена года и как однообразна жизнь обитателей двора. Но детские кошмары не уходили, и, наконец, головы были выставлены на продажу. Так они стали стражами нашей Раухи, заняв свое почетную место на серванте ошуюю и одесную ганлина.

Идолы нельзя назвать заурядной поделкой из дерева, они словно обладают свойствами живых или прежде живых людей, возможно, дело в исключительном мастерстве их создателя или в чем-то, что относится уже к области магии.

Здесь стоит рассказать о тибетской традиции сохранять останки умерших в виде тса-тса. Как известно, ламаисты трупы своих умерших родственников, относят в горы, зачастую предварительно расчленив, и отдают на растерзание птицам. Когда хищники съедают всю кожу и плоть, и от тела, наконец, остаются лишь сухие кости, родные бережно собирают их и относят ламе, который принимается их толочь, превращая в порошок. Затем порошок смешивают с сырой землей или опилками и изготовляют шёртены, именуемые тса-тса. Тса-тса обыкновенно имеют абстрактные формы, и лишь в редких случаях антропоморфны: воспроизводят черты людей, из чьих останков сделаны, или создают совершенно новые личности.

Точный химический состав деревянных голов-стражей Раухи может определить экспертиза, метафизическое наполнение очевидно и так.
Запрещенное литье
Литьё

Запрещенные панно-иллюстрации к первому изданию книги «Бэмби» (по другой, более поздней гипотезе искусствоведов — к сказке «Серебряное копытце», Каслинское литье, чугун, Урал, 1940-е. Были ошибочно классифицированы как искусство, пропагандирующее культуру вражеской стороны, реабилитированы спустя годы. Имя их создателя было изъято их всех документов, где упоминалось и предано забвению. Автору чудом удалось отлить панно в период Великой Войны, когда любой металл бы на вес золота и немедленно шел на изготовление тяжелых орудий. В разгар войны произведения пытались вывести в Суоми, однако в итоге они на десятилетия осели в освобожденном Багровой армией Виипури-лха, где и были обнаружены нами на чердаке Раухи. Наконец, оценены и экспонированы по достоинству.
Рога Оленя
Рога Оленя

Эти рога сбросил Олень Yi-dwag (тиб.) — персонаж мистерии Цам, старший спутник Бога Смерти или Ямы (Эрлик-хана), известный еще со времен мистерий древней религии бон-по. Раз в тысячелетие Yi-dwag сбрасывает рога и найти их — редкая и большая удача. Вторые такие же рога хранятся в замке Виипури-лха — венчая шлем Неизвестного воина-завоевателя. Их очертания повторяют изгибы рек, соединяющих мертвые озера и заливы между собой. А в период Великой войны рога как универсальное лекало накладывали на карту боевых действий, чтобы определить направления ударов войск и линии оборонительных рубежей.
Снежный Лев
Снежный Лев

Снежный лев (тиб. ган сэнге) — богемный небожитель c золотым телом и медной гривой, верный слуга будд и бодхисаттв. Отважен, решителен и жизнерадостен.

В тибетской иконографии снежный лев символизирует непобедимость Дхармы, четыре бесстрашия Будды, восточную сторону света и стихию земли. Парные скульптуры львов можно увидеть у входа в замки и музеи, храмы и супермаркеты. Согласно хроникам, снежные львы изображались на штандартах военачальников Виипури-лха.

В 2021 году в день летнего солнцестояния Снежный Лев будет закреплен в центре красного круглого щите викинга-завоевателя. Полученная композиция станет очевидной отсылкой к гербу Суоми (коронованный золотой лев в червленом поле), его интерпретацией на земле Виипури-лха.
Saab Turbo 1987
Красный Saab

Есть старая народная примета: увидеть на улицах Виипури-лха красный Saab Turbo 1987 года — очень хорошее предзнаменование, сулящее добрые новости и перемены в жизни очевидца. По стечению обстоятельств мне удавалось несколько раз увидеть то прямо под самым носом, то в дальнем конце улице стремительно перемещающийся яркий болид. И не было пределу нашему ликованию, когда в один солнечный день мы обнаружили тот самый Saab Turbo припаркованным прямо у входа в нашу Рауху с заведенным двигателем и ключом в замке зажигания. Он словно приглашал нас немедленно отправиться вместе с ним в Гиперборею.
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Путь шерпы
Путь йогина
Автор
Дарья Андреева

Журналист и художник